Идеальная Картина, Саентология
Серия «Данные», 12
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕАЛЬНУЮ КАРТИНУ
Для того чтобы распознавать, улаживать или исправлять ситуации, необходимо быть в состоянии разобраться в нескольких вещах и понять их. Вот о чем идет речь: установить саму идеальную картину; обнаружить любой отход от нее, не допуская ошибок и не строя никаких догадок; найти, ПОЧЕМУ произошел отход от идеальной картины, и разработать способы возвращения к этой идеальной картине.
Для того чтобы полностью уладить ситуацию, человеку необходимо обнаружить настоящую причину того, ПОЧЕМУ имел место отход от идеальной картины. То же самое означает вопрос «Что было изменено?» или «Что изменилось?». Тот факт, что в основе отходов лежит «изменение», был обнаружен в ходе ряда моих экспериментов с растениями. (Проводились определенные эксперименты с целью изучить поведение и реакции клетки, чтобы выяснить, является ли клетка особым видом жизни. Она им не является. Сами эксперименты были позже повторены в различных университетах, и их активно обсуждали в прессе по всему миру.)
Пытаясь установить условия, необходимые для роста растений, я заметил, что при разных условиях растения неожиданно начинали быстро чахнуть. В каждом случае я мог проследить ход событий, найти основное произошедшее ИЗМЕНЕНИЕ и исправить его. Изменения температуры, объема воды, влажности, условий вентиляции очень сильно влияли на растения – растения начинали вянуть, замедлялся их рост, увеличивалось количество паразитов и т.д. После выявления ТОГО САМОГО изменения, которое было сделано, и после восстановления условий, при которых растения благополучно развивались, эти растения выздоравливали. На первый взгляд это может показаться очевидным. Однако в действительности это было не так-то легко сделать. В записях садовников оказывались упущенными чрезвычайно важные данные, или искажалась важность, или не было указано время и т.д. Садовник мог пытаться скрыть свою ошибку или прикрыть другого садовника или другого работника. Он стремился сделать себя правым и вписывал в анализ ложные данные либо какую-нибудь утешительную информацию. Иногда казалось, что на состояние растений сильно повлиял новый садовник, и исходя из этого можно было выстроить целую теорию о влиянии отдельного человека на растения – пока не выяснилось, что садовник, в силу незнания используемой процедуры, ввел в нее больше минусов, чем когда бы то ни было. В таком случае, конечно же, нужно было обучить садовника. ОДНАКО обучение не помогало выявить, ЧТО было изменено. Тем не менее именно это и было необходимо выявить, чтобы вернуть растение в хорошее состояние. Во всяком случае были созданы экстремальные условия тепличной выгонки и было очевидно, что кто-то не выполняет свои обязанности. Вот какими были требования эксперимента: вырастить в теплице пятиметровую американскую кукурузу из семян, из которых обычно вырастают полутораметровые растения, и добиться, чтобы кусты помидоров, дающие обычно по пять плодов, давали сорок три. Поэтому любое изменение сразу же давало о себе знать. Тот факт, что имело место изменение, был тоже чрезвычайно важен. Одно из открытий заключалось в том, что лучшие условия для жизни – это максимально возможное постоянство, это означает, что изменение само по себе обычно пагубным образом сказывается на растениях. Выявление изменения в окружающей среде как причины отрицательных последствий было еще одним открытием. То, что необходимо выявить ТО САМОЕ изменение, которое было сделано, чтобы полностью вернуть растения в хорошее состояние, было другим открытием. Само по себе изменение не является негативным явлением, но в этой серии экспериментов были созданы оптимальные условия, и положительные изменения, благодаря которым были получены замечательные результаты, уже были внесены. Таким образом, мы наблюдали те изменения, которые представляли собой отклонение от оптимального состояния.
Это то же самое, что «отход от идеальной картины». Во всех подобных случаях необходимо делать следующее: 1. Заметить ухудшение. 2. Выявить именно то изменение, которое было сделано. 3. Устранив изменение, вернуться к прежнему состоянию. 4. Можно будет вернуться к положению дел, почти совпадающему с идеальной картиной, если в течение всего этого времени вы поддерживали идеальную картину.
ИДЕАЛЬНАЯ КАРТИНА
Есть два вида положения дел: А. Идеальная картина. Б. Существующая картина. Они, конечно же, могут сильно отличаться друг от друга. Как узнать, что представляет собой идеальная картина? На первый взгляд человеку, который не является экспертом, будет очень трудно составить представление об идеальной картине. Многие годы некоторые сторонники «авторитарной» системы в области душевного здоровья вели борьбу, используя ложь и коварство, чтобы скрыть тот факт, что идеальная картина в области душевного исцеления может быть известна каждому. Такие люди лишали свободы, мучили и убивали других людей, прикрываясь тем, что сами они являются единственными экспертами. «Чтобы сделать из человека психиатра, требуется двенадцать лет». «Чтобы убить пациента, необходимо быть экспертом». Вот существующая картина, которую создали эти «эксперты»: массовая живодерня в качестве психиатрических лечебниц, а также взмывающая до небес статистика сумасшествия и преступности. Они, словно одержимые, боролись за то, чтобы скрыть идеальную картину. Они нанимали и силой заставляли работать на себя целые орды агентов, «репортеров», «должностных лиц» и так далее, чтобы сравнять с землей любого, кто пытается делать идеальную картину или способы ее достижения достоянием общественности.
Этот мир действительно представлял собой сумасшедший дом, в котором даже полиция и правительства были одурачены этими «экспертами». Тем не менее, любой гражданин имел бы представление об идеальной картине, не будь он так запуган пропагандой, касающейся существующей картины. Постоянно вдалбливая в головы идею о «естественности» существующей картины, характеризующейся сумасшествием, преступностью, издевательствами, арестами и убийствами, эти сумасшедшие «эксперты» СДЕЛАЛИ ИДЕАЛЬНУЮ КАРТИНУ НАСТОЛЬКО НЕДОСТИЖИМОЙ, ЧТО ОНА КАЗАЛАСЬ НЕВЕРОЯТНОЙ.
Ситуация была настолько плохой, что любого, кто предлагал на рассмотрение идеальную картину, встречало активное сопротивление! Идеальную картину, тем не менее, настолько легко сформулировать, что любой гражданин мог бы сделать это в любой момент. И часто верили, что идеальная картина становилась реальностью! Идеальная картина для психиатрических лечебниц была бы такой: люди, которые в спокойной атмосфере выздоравливают, восстанавливают любые способности, которыми они обладали ранее, и выписываются компетентными и уверенными в себе. А идеальная картина для общества была бы, вероятно, следующей: безопасное окружение, в котором человек может вести счастливую жизнь. Конечно же, отсутствующим данным была технология по работе с разумом. Ведь эксперты, контролирующие эту область жизни, звонкой монетой платили хулиганам, чтобы с их помощью предотвратить появление и развитие любой такой технологии – все подобные факты имеют полное документальное подтверждение. Разница между идеальной картиной и существующей может быть очень большой, и при любой попытке добиться полного совпадения идеальной картины и существующей, появляются определенные факторы, которые имеют тенденцию этому препятствовать. Однако, если делать это по градиенту с умением и с намерением, то этого можно добиться.
ОТХОД
Если человек осознает, что в существующей картине что-то не так, то начиная с этого момента он может начать вновь приближаться к идеальной картине. Но если ГРУППА будет лишена такого осознания, то человек при улаживании ситуации может столкнуться с большим количеством препятствий. Умственные процессы в разуме человека, стремящегося улучшить что-то или изменить что-либо с тем, чтобы достичь идеальной картины, должны коснуться также и тех, кто тоже является частью существующей картины.
Когда человек видит, что что-то идет не так, и не стремится исправить это, то он деградирует до того, что просто придирается и ворчит. Со многими людьми почти всегда случается именно это. Видеть или воображать, что с существующим положением дел что-то не так, не является каким-то необычным состоянием ума. Не зная того, что намереваются сделать, или того, что делают в настоящее время, или не зная об ограничениях в ресурсах, или же не зная о размерах и сложности препятствий, сидящий в кресле критикан может быть чертовски далек от реальности. Вследствие этого он, скорее всего, будет подавлен, в особенности реакционерами (которые во что бы то ни стало пытаются сохранить существующую картину такой, какой она является). К сожалению, в таком случае бесконечная битва жизни ведется между критиканом и реакционером. И поскольку она зачастую заканчивается бессмысленным разрушением, то можно заметить, что что-то не в порядке как с критиканом, так и с реакционером. Особенно виноват ничего не делающий ворчливый критик. Он виновен в трех моментах: А. Он не предпринимает никаких действий для исправления положения. Б. Он не составляет представления об идеальной картине или никому не рассказывает о ней. В. Он не предлагает шагов, с помощью которых можно было бы планомерно достичь идеальной картины. Реакционер, конечно же, только противится любому изменению, независимо от того, кто пострадает, при условии, что сам он сможет сохранить свою позицию и все то, чем он обладает на текущий момент.
Революционер, как правило, конечно же: 1) предпринимает какие-то действия в отношении этого, даже если это жестокие действия, 2) составляет свое представление об идеальной картине и делает его известным и 3) планирует определенные действия по воплощению в жизнь своей идеальной картины и выполняет эти действия. Исторические события и «прогресс» – это, похоже, действия революционера, с помощью которых он воплощает в жизнь свою версию прогресса, шагая по трупам реакционеров. И хотя это может являться «прогрессом» и историческими событиями, такие циклы, как правило, грозят очень большим разрушением и заканчиваются, так и не приведя к идеальной картине, при этом разрушенной оказывается любая существующая картина. Древний мир полон развалин, по которым можно бродить, предаваясь созерцанию и философским мечтаниям. Вне всякого сомнения, все эти попытки создать идеальную картину и поддерживать ее существование оставили после себя много битого кирпича. Поэтому на самом деле просто поворчать недостаточно, а навязывать радикальные изменения, обрушивая их на головы всех и каждого, включая оппозиционеров, это слишком. Жестокая революция вспыхивает в том случае, если настоящая идеальная картина не была как следует сформулирована и если в ней не были учтены значительные части группы.
В революции нет ничего хорошего, если конечным продуктом будет ЕЩЕ БОЛЬШИЙ отход от идеальной картины. Идиллическая чушь, которую нес Жан Жак Руссо, была настолько далека от идеальной картины, насколько только можно себе представить, поэтому его усилия, а также усилия некоторых других людей, которые были столь же далеки от идеальной картины, привели к Французской революции. Революции семнадцатого года в России предшествовал демократический переворот Керенского. Однако из этого ничего не вышло, потому что Россия, будучи Россией, отставала на полтора века. Французская революция тоже опоздала. И как в случае с Россией, так и в случае с Францией, те, кто должен был повести за собой остальных, не сделали этого. И низы свергли верхи. Эти и бесчисленное множество других переворотов, совершенных человеком, оставили след на переворачивающихся страницах истории. Подобные перевороты будут оставлять на них следы и впредь, и так будет продолжаться до бесконечности, пока в существующую картину не будет внесен хоть какой-то здравый смысл и логика. Переворот свидетельствует лишь о том, что отход от идеальной картины общества оставался неустраненным слишком долгое время. Как правило стежки, которыми выполнена штопка развивающегося общественного строя, слишком непрочны и сделаны наспех, и ткань культуры расползается по швам.
Бои на городских улицах и озлобленные солдаты – это прямая противоположность идеальной политической картины. Что нужно было сделать в такой ситуации, так это осознать, что имеет место отход от идеальной картины, обнаружить «ПОЧЕМУ» этого отхода и разработать программу, состоящую из постепенных, реальных и решительных действий, направленных на то, чтобы приблизить существующую картину к идеальной. Отдельные моменты, взятые из усовершенствованных технических наук, а также прогресс в области гуманитарных наук можно использовать для того, чтобы повлиять на восстановление идеальной картины. При любом событии (это-то и упускает из виду реакционер со своими «старыми добрыми временами») культура претерпевает изменения, и эти изменения являются частью любой новой идеальной картины. Следовательно, повернув время вспять, человек не достигнет возвращения к идеалу. Нужно обладать достаточной сообразительностью, чтобы включать усовершенствования в новую идеальную картину.
ИДЕАЛЬНАЯ КАРТИНА КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Давайте рассмотрим само понятие идеальной картины и убедимся, что это не такая уж сложная штука. Необязательно быть крупным экспертом, чтобы увидеть, какой будет идеальная картина. Из составных частей может и не сложиться целого, но эти части на самом деле не особо важны, чтобы сформировать в разуме представление об идеальной картине для какой-нибудь организации, – маленькой, такой, как семья, или большой, такой, как планета. Полный концепт идеальной картины для какой-нибудь деятельности на самом деле состоит в четкой формулировке ее ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Единственный вопрос, которым должен задаться человек – «В чем состоит предназначение этого?», и он сможет разобраться, какова для «этого» идеальная картина. Простым примером будет обувной магазин.
Предназначение магазина очевидно – продажа людям обуви, или обеспечение людей обувью. Идеальная картина почти такая же простая: «Это предприятие продает обувь людям, или обеспечивает людей обувью». И неважно, насколько сложной может быть деятельность, связанная с продажей обуви, или насколько сложна экономическая сторона этой деятельности, факт остается фактом: это почти идеальная картина. Теперь недостает лишь одного фактора: ВРЕМЕНИ. Следовательно, формулировка идеальной картины для обувного магазина в законченном виде будет: «Предназначение этого предприятия – обеспечивать людей обувью в течение (время)». Время может быть разным: «всегда», или «вся жизнь владельца магазина», или «время пребывания владельца магазина в городе», или «во время ярмарки». Теперь мы сможем видеть отход от идеальной картины в работе этого обувного магазина. Необходимо достаточно правильно определить, каково предназначение этой деятельности и в течение какого времени она должна будет происходить, прежде чем можно будет сказать, какова идеальная картина для этой деятельности. Исходя из этого можно будет разобраться с тем, из чего состоит эта деятельность, чтобы в первую очередь организовать ее, учитывая скорость повышения градиента (сколько обуви будет продавать магазин и как быстро), а также того, как выявлять факт отхода от идеальной картины.
Этот же подход можно применить в отношении любого отдела обувного магазина, и этот подход даст результат, если ничто не будет вступать в противоречие с главной идеальной картиной для всего обувного магазина. Отдел обуви для детей, касса, склад – у всех этих отделов есть свои, второстепенные, идеальные картины. И отход от их идеальных картин может быть замечен. Неважно, какая это деятельность, широкомасштабная или нет, захватывающая или однообразная, идеальная картина этой деятельности и второстепенные идеальные картины этой деятельности разрабатываются одинаково.
СПОСОБЫ ОСОЗНАНИЯ
Статистики – это единственное надежное мерило любого производства, любой работы или любой деятельности. Как только человек начинает зависеть хоть в какой-то мере от мнений, он ступает на зыбкую почву, и, начав что-либо восстанавливать, он слишком поздно понимает свою роковую ошибку. Если тот факт, что для любой деятельности можно установить статистику производства, кажется вам слишком странным, то можно легко увидеть, что даже охранник, который, как кажется на первый взгляд, ничего не производит, а только обеспечивает безопасность чего-нибудь, на самом деле производит минуты, часы, недели, годы, из которых складывается продолжающееся ВРЕМЯ производства.
Вероятно, занятием, требующим работы мысли в наибольшей степени, является не составление представления об идеальной картине, а определение того, что является производственной статистикой для этой идеальной картины. Так вот, для предприятия или для какого-нибудь подразделения этого предприятия необходимо очень точно определить статистику, чтобы она точно измеряла степень приближенности к идеальной картине, иначе сама статистика приведет к отходу от идеальной картины!
Предназначение какой-либо деятельности (исходя из которого формируется представление об идеальной картине) должно быть правильно определено, статистика должна быть еще более тщательно продумана и еще более точно определена. Вот пример. Если для идеальной картины обувного магазина общей статистикой будет его доход, то могут произойти следующие три вещи: 1. В этом магазине могут перестать обеспечивать людей обувью такого качества, что им захочется снова прийти и купить там обувь. 2. Они могут продавать обувь, не получая достаточной прибыли, чтобы покрыть накладные расходы, и перестанут существовать. 3. Они могут начать интересоваться доходом больше, чем покупателями, и могут потерять клиентов. Вероятно, их статистика – это «процент граждан, живущих в этом районе, обеспеченных обувью в этом магазине с выгодой для магазина». Если вычислить, сколько времени в среднем требуется на то, чтобы износить пару обуви, то по истечении установленного вами времени с момента последней покупки, сделанной покупателем, его можно будет исключать из этого процента людей.
При наличии достаточно точной и соответствующей настоящему времени и не выходящей за пределы разумного цифры, полученной в результате учета покупателей, эта статистика, вероятно, даст представление об идеальной картине, которая имеет тенденцию продолжать свое существование в течение какого-то времени. Фиксация только на доходе может привести к отходу от идеальной картины. Если вообще не принимать во внимание доход, то это несомненно приведет к отходу от идеальной картины для этого обувного магазина. Батальон десантников не менее серьезно, чем сотрудники обувного магазина, должен будет изучить свою деятельность с целью определить идеальную картину и свою статистику! И если полностью разобраться с тем, каковы идеальная картина и статистика, эта деятельность станет очень и очень эффективной.
Вам действительно придется разобраться (даже лучше, чем это сделали генералы, которые полагают, что разобрались в этом) с тем, каково же истинное предназначение батальона десантников (которое, вероятно, состоит в следующем: «неожиданными действиями дезорганизовывать подготовительные действия врага и вынудить его использовать чрезмерное количество людей для того, чтобы организовать охрану, потратив на это большое количество средств»). Статистика могла бы быть следующей: «наши солдаты, освобожденные из плена» и (или) «отсутствие потерь за счет нарушения подготовительных действий врага». По существу, батальон десантников будет «производить». Результатом будет впечатляющее увеличение бойцов своей армии.
ПОЧЕМУ
Затем, зная идеальную картину и соответствующие ей статистики, человек, ведя статистики, может сразу заметить (отбросив в сторону «рассудительность», не обращая внимания на чьи-нибудь доклады или на пропаганду в газете) отход от идеальной картины. Помните, что радикальное изменение начинает казаться очень необходимым лишь тогда, когда отход от идеальной картины был замечен слишком поздно. Есть вероятность того, что во мнениях и докладах будут содержаться минусы, как это почти всегда и бывает. Чаще всего, кроме предрассудков или попытки скрыть что-нибудь или неспособности наблюдать, ничего другого из них не почерпнешь. Теперь, когда отход виден (потому что статистики рухнули), можно быстро отследить, когда это произошло, и таким образом добраться до «ПОЧЕМУ».
Когда у вас будет «ПОЧЕМУ», объясняющее этот отход, можно переходить к улаживанию этого «почему». Статистика, при условии, что вы следите за тем, чтобы не было ложных докладов, и при условии, что вы ее проверяете, – это истинный показатель, который не подвержен минусам в той степени, в которой им подвержены другие показатели. Целые организации разваливались из-за того, что в них не велась статистика успехов, а принималось мнение, в соответствии с которым все было плохо, и наоборот, из-за того, что статистика свидетельствовала о катастрофе, но распространялось мнение об «огромном успехе». Пожалуй, последнее встречается чаще всего.
Невозможно достаточно быстро выявить «ПОЧЕМУ», лежащее в основе отхода от идеальной картины, чтобы исправить ситуацию, если только человек не будет пользоваться самыми достоверными данными из всех доступных, то есть теми, которые легче всего уберечь от попадания в них минусов, – я говорю о статистике. На самом деле, если не будет отхода от идеальной картины, вы даже не будете знать, что существует «почему». И может статься, что будет очень трудно выявить отход от идеальной картины, не имея статистики. Я видел группу людей, которые производили как сумасшедшие, у которых все шло замечательно, но у которых не было статистики.
Эта группа стала жертвой ужасных минусов, и она стала испытывать презрение к самой себе. Если у какого-либо предприятия нет идеальной картины и правильной статистики для этой идеальной картины, то у этого предприятия нет стабильного данного, с помощью которого можно было бы противостоять мнениям и минусам. И в той степени, в которой группа не может дать отпор, она становится сумасшедшей. Следовательно, душевное здоровье группы зависит от идеальной картины, от правильных второстепенных идеальных картин и статистик, которые соответствуют идеальным картинам. Одна из самых спокойных и безобидных групп имела плохую репутацию среди других групп потому, что у нее не было идеальной картины и она не доводила ее до всеобщего сведения, а также потому, что у нее не было статистик и она не оглашала их.
И из-за этого долгое время этой группе приходилось совсем несладко, в то время как члены этой группы работали на износ, всецело отдаваясь работе. У планеты, государства, социальных групп, сферы бизнеса, у всех их составляющих и у любого человека есть своя идеальная картина и своя статистика, свои отклонения от идеальной картины, свои успехи и неудачи. И нет ничего, на что это данное не распространялось бы.
ОФИС ХАББАРДА ПО СВЯЗЯМ
Усадьба Сент-Хилл, Ист Гринстед, Суссекс
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОХС ОТ 5 ИЮЛЯ 1970
Размножить
Л. РОН ХАББАРД
Основатель