Четвёртое действие
Сначала у людей всегда есть цели. Они часто терпят неудачи. Если они терпели неудачи достаточно часто, они перестают думать о будущем и начинают беспокоиться по поводу настоящего. Когда настоящее преподносит им новые неудачи, они начинают беспокоиться о прошлом. Они «уходят из настоящего времени». Если бы вы просто прошли по сумасшедшему дому и сказали каждому его обитателю: «Вернитесь в настоящее время», небольшая часть этих людей тут же стали бы душевно здоровыми и остались бы таковыми.
Настольная книга для Преклиров
Четвёртое действие
Когда эти цифры устанавливались впервые, считалось, что нормальный человек находится на уровне 2,8. Это не так. Это слишком великодушно. Нормальный человек находится гораздо ниже этой отметки, согласно данным, собранным со времени первых расчётов. Причина этого, по-видимому, заключена в двух различных сферах. Первая из них – это окружение, вторая – воспитание и образование.
Образование, которое длится достаточно долго в обычной школе и колледже, опускает человека примерно до тона 0,3 – до апатии. При получении «образования» человека изо дня в день лишают подвижности, преподаватели превращают его в следствие, ему не позволяют мыслить оригинально. Состояние «следствия» становится для него привычным, и он перестаёт действовать как причина. Он начинает реагировать автоматически, в соответствии с воспитанием, полученным дома и в школе. Это основная причина, по которой тот учащийся современного колледжа, который избирает в качестве свой специальности искусство, так и не становится художником. Художник должен быть причиной и должен оставаться причиной. Выбрать свой специальностью, к примеру, «литературу» – это верный путь к тому, чтобы стать редактором или, что ещё хуже, критиком, но никак не писателем. По словам писателей, все редакторы и критики – это неудавшиеся писатели. Вместе с тем в большинстве своём это те, кто в годы учёбы избрал своей специальностью искусство и получал прекрасные оценки. Писатели бунтовали уже в ранней молодости. Это вовсе не критика современной системы образования или педагогов, это небольшое указание на то, где искать источник низкого тона.
Воспитание осуществляется и дома. Уровень этого воспитания соответствует уровню тех, кто живёт в доме. Цель большинства родителей – добиться послушания. Послушание – это апатия. Большинство «плохих» детей становятся хорошими в тот момент, когда им позволяют подняться по шкале тонов.
По поводу общества в целом сегодня можно сделать кое-какие комментарии, просмотрев передовицы газет. «Общественность» покупает те новости, которые она хочет. Газеты, будучи на сегодняшний день расширенными версиями рекламных листовок, которые в прежние времена разносили по домам, печатают новости для того, чтобы эти газеты покупали. Обычный диапазон тона сегодняшней газетной передовицы – от 1,5 до 0,1. Какой-нибудь человек может придумать что-то, что с лёгкостью позволит накормить всех голодных во всём мире, – и удостоиться упоминания в новостях в виде заметки длиной в два сантиметра возле колонки с некрологами. Пропитанные кровью и всякими мерзостями передовицы газет во всём мире говорят о том, что человек пал довольно низко. Газета для него – то же, что для жителя Древнего Рима зрелища, а источником «хлеба»1 становится для него правительство. Говоря откровенно, нормальный человек – это очень больной человек.
Существует три действенных терапии. Первая – это процессинг. Вторая – образование. Третья – окружение. В этой новой науке мы обнаруживаем первые два типа. Что касается третьего, то иногда необходимо сменить окружение, поскольку окружение преклира может причинять ему столько боли, что его достижения в процессинге сводятся на нет в его борьбе с внешней средой. Одно из решений проблемы окружения – очень быстрый процессинг. Известны случаи, когда жёны практически доводили до смерти своих мужей, которые посмели попытаться выбраться из апатии при помощи процессинга. Апатия – это очень покорное и послушное, хотя и больное, состояние не-бытия. Бывало и так, что мужья реагировали подобным образом, когда их жёны пытались улучшить своё состояние. И некоторые специалисты, практиковавшие в области душевного здоровья, бывало, приходили в бешенство, когда кто-то из их пациентов начинал понемногу поправляться благодаря процессингу.
Главное различие между диапазонами шкалы тонов, соответствующими серьёзно аберрированному человеку, невротику и человеку в «приемлемом» состоянии, связано со временем.
Серьёзно аберрированный человек уделяет внимание главным образом прошлому. Невротик уделяет внимание главным образом тому, что происходит в настоящий момент. Человек в «приемлемом» состоянии уделяет внимание будущему.
Заставив человека направить внимание в настоящее время (повысив уровень необходимости), можно поднять серьёзно аберрированного человека до уровня невротика. Организация «Анонимные алкоголики»2 проделывает это с алкоголиками, убеждая их жить только настоящим. Всякий алкоголик, конечно же, всё ещё пытается распутать прошлое при помощи средства для забвения, известного как алкоголь, точно так же, как всякий наркоман отгораживается от вчерашних мучений при помощи анестезирующего препарата.
Однако почти каждый человек уделяет прошлому больше внимания, чем необходимо, не даёт себе жить в полной мере в настоящем времени и ограничивает свои планы на будущее. Всякий человек в тоне 1,5, например, считает энтузиазм в отношении будущего проявлением дурного вкуса. «Не очень-то надейся». Для человека в тоне 0,5 как настоящее, так и будущее – это что-то уму непостижимое.
Внимание — это нечто удивительное: чтобы человек был счастлив, оно должно охватывать оптимальный диапазон. Когда внимание слишком сильно зафиксировано на чём-то одном – если это «что-то» представляет угрозу для выживания, – оно имеет тенденцию оставаться зафиксированным. Если человек понимает, что угроза выживанию присутствует, и тем не менее не может определить, откуда она исходит, внимание всё время перемещается с одного на другое, не фиксируясь ни на чём. Это «страх перед неизвестным». Зафиксированное и незафиксированное внимание, когда оно уделяется проблемам, несущим опасность, имеет тенденцию оставаться в таком состоянии, если проблема не разрешается.
Основная цель работы человеческого разума состоит в том, чтобы ставить и решать задачи или проблемы, которые он видит и которые относятся к выживанию по любой динамике. Задача или проблема решена, когда на неё дан ответ «да» или «нет». Проблема типа «Надо ли мне идти?» требует ответа «да» или «нет», чтобы её можно было поместить на хранение в разуме в виде заключения. Если она продолжает существовать в виде «может быть», эта проблема остаётся в компьютере и влияет на последующие решения. Были ли вы когда-нибудь знакомы с человеком, которому было очень трудно принимать решения? Помните какой-то конкретный момент? Что ж, где-то в прошлом у этого человека была проблема, ответ на которую был не «да» или «нет», а лишь «может быть». Очень «серьёзная» разновидность проблем возникает с вопросом «Моя ли это вина?». Когда ответом на этот вопрос является «может быть», компьютер обычно стопорится. (Ответ, кстати, заключается в том, что ничто не является чьей-либо виной.)
Задачи и проблемы не решаются по двум причинам.
Первая – это нехватка данных; вторая – более ранняя нерешённая задача или проблема на ту же тему.
Чтобы решать различные задачи и проблемы, необходимо оценивать данные. Когда человек фиксирует своё внимание на чём-то опасном, он, вероятно, переоценивает важность данных. Когда человек неспособен зафиксировать своё внимание, причина в том, что он не может найти данных для оценки.
Это станет понятнее для вас, когда вы закончите следующее упражнение. Используйте карандаш при его выполнении.
Перечислите пять проблем, связанных с людьми, предметами или обстоятельствами, для которых у вас нет решения в настоящее время.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь укажите, что вы хотели бы знать относительно каждой из перечисленных проблем. (Недостающие данные которые вы хотели бы иметь.)
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь укажите, насколько важны, по вашему мнению настоящий момент, эти проблемы на самом деле и разрешены ли они теперь.
1.
2.
3.
4.
5.
Если какие-либо из этих пяти проблем остаются нерешёнными, укажите, что вам надо сделать, чтобы решить их.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь давайте бросим взгляд в прошлое. Без сомнения, там есть несколько проблем, которые вы, по вашему мнению, не решили.
Перечислите пять проблем, связанных с людьми, предметами или обстоятельствами, которые вы, по вашему мнению, не решили в прошлом.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь укажите, что вы хотели бы знать относительно каждой из перечисленных проблем.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь укажите, насколько на самом деле важны эти проблемы в той ситуации, которая есть у вас сейчас.
1.
2.
3.
4.
5.
Если какие-то из этих проблем всё ещё беспокоят вас, го что вам надо сделать или узнать, чтобы разрешить их?
1.
2.
3.
4.
5.
А сейчас давайте взглянем на проблемы будущего.
Перечислите пять проблем, связанных с людьми, предметами или обстоятельствами, которые, по вашему мнению, вам нужно будет решать в будущем.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь перечислите, что вам надо сделать сейчас, чтобы решить эти проблемы в будущем.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь ответьте, насколько важными могут стать эти проблемы для вашего существования.
1.
2.
3.
4.
5.
Если какая-либо из перечисленных проблем беспокоит вас, причина в том, что вы не определились с тем, какой курс действий вам выбрать. Попытайтесь описать, какой курс действий вы, по всей вероятности, выберете.
1.
2.
3.
4.
5.
В этом действии нам следует также заняться целями. Один поэт как-то сказал, что мечты человека важны и что, когда умирает последняя мечта человека, умирает и сам человек. Он не был знаком с этой новой наукой.
Мечты, цели, устремления – это всё то, что человек использует в качестве топлива. Выживание – не что иное, как усилие, направленное на совершение различных действий и поступков. Существует всеобъемлющая цель – выживание в целом. Существует малая цель – хороший поступок. Выживание, поступки и цели неразделимы.
Счастье можно определить как эмоцию, которая возникает при движении к желаемым целям. Существует мгновение, когда человек размышляет о последней цели, достижением которой он удовлетворён. Но удовлетворение немедленно превращается в скуку, если в поле зрения не появляются новые цели. Нет на свете более несчастного существа, чем человек, который достиг всех своих целей в жизни. Гиббон3, например, умер сразу же после того, как закончил свой великий труд. Сомнительно, умирают ли вообще люди, перед которыми стоят великие цели – разве что, возможно, они гибнут в яростной схватке, пытаясь достичь цели. И вряд ли требуется нечто большее, чем касание пёрышка, чтобы убить человека, у которого нет никаких целей. Один филиппинский4 ополченец5 в 1901 году, сражаясь за независимость страны, преодолел около семидесяти метров и убил своего врага, после того как тот пулей из Крэг-Йоргенсона6 прострелил ему сердце. Невротик, не имеющий целей, подхватывает безобидную бациллу, чихает и умирает. Или чихает и умирает, хотя никакая бацилла и близко от него не пролетала.
Сначала у людей всегда есть цели. Они часто терпят неудачи. Если они терпели неудачи достаточно часто, они перестают думать о будущем и начинают беспокоиться по поводу настоящего. Когда настоящее преподносит им новые неудачи, они начинают беспокоиться о прошлом. Они «уходят из настоящего времени». Если бы вы просто прошли по сумасшедшему дому и сказали каждому его обитателю: «Вернитесь в настоящее время», небольшая часть этих людей тут же стали бы душевно здоровыми и остались бы таковыми. Этот приказ, возможно, освободил бы их внимание, которое было зафиксировано на прошлом, или зафиксировал бы их внимание на настоящем. Это было испробовано и дало результат.
Давайте теперь в более весёлом расположении духа исследуем ваши цели и страхи.
В этой колонке перечислите пять целей, которые были у вас в прошлом.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке укажите, что произошло с этими пятью целями в прошлом.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке перечислите пять вещей, по поводу которых вы испытывали страх в прошлом.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке укажите, что произошло с этими пятью вещами, по поводу которых вы испытывали страх в прошлом.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке перечислите пять целей, которых вам следовало достичь в настоящем, сейчас.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке перечислите пять целей, которые вы хотели бы поставить на будущее.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке перечислите пять вещей, по поводу которых вы испытываете страх в настоящем.
1.
2.
3.
4.
5.
В этой колонке перечислите пять вещей, по поводу которых вы, как можно ожидать, будете испытывать страх в будущем.
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь пройдитесь вновь по этим спискам и для каждого пункта в колонках, относящихся к целям, посмотрите, не сможете ли вы найти какого-нибудь человека в вашем прошлом или настоящем, у которого, возможно, были или есть эти цели. У кого-то другого, не у вас.
Теперь пройдитесь по колонкам, относящимся к прошлым, настоящим и будущим страхам, и посмотрите, не сможете ли вы найти какого-нибудь человека в вашем прошлом, у которого, возможно, были те же страхи, что и у вас. Вы ищете кого-то другого, не себя.
После того как вы выписали этих людей (или одного человека), ответьте на следующие вопросы:
Умер ли этот человек? Умерли ли эти люди? Потерпели ли они неудачу?
Вы должны быть способны отделить ваши собственные цели от целей тех, кто умер. И вы должны быть способны отделить ваши собственные страхи от страхов тех, кто умер.
«Очень странно», что вы, возможно, пытаетесь найти способы продолжения жизни и её реализации у тех, кого больше нет среди нас в том обличье, в котором вы их знали.
Человек, из чувства благородства и от горя, берёт на себя ношу тех, кто сложил её с плеч. Это относится и к домашним животным.
Может быть один умерший человек или полдюжины; одно умершее животное, два или три. Перечислите кратко цели каждого из умерших людей, которых вы любили. Затем кратко перечислите цели каждого из домашних животных.
Возможно, вы всплакнули, делая это. Если так, придите в настоящее время. Теперь вспомните последний приятный момент, который был в вашей жизни, в мельчайших подробностях. Попытайтесь повторно пережить этот приятный момент, делая это очень тщательно.
Вам стало лучше?
Давайте посмотрим теперь, можете ли вы вспомнить следующие вещи, касающиеся каждого из тех людей и животных, которых вы перечислили.
Точный момент, когда вы впервые решили, что испытываете к ним тёплые чувства. Любой момент, когда вы решили, что испытываете к ним тёплые чувства.Любой момент, когда вы решили, что похожи на них. Первый момент, когда вы решили, что похожи на них.Любой момент, когда вы пожалели о том, что сделали им что-то. Первый момент, когда вы пожалели о том, что сделали им что-то.Любой момент, когда вы испытывали к ним сочувствие. Первый момент, когда вы испытывали к ним сочувствие.
Проделайте это с каждым человеком и каждым домашним животным из тех, кого вы перечислили.
Теперь проделайте это снова, лаже если вы затронете те же самые инциденты.
Проделайте это в третий раз с каждым человеком.
Проделайте это в четвёртый раз с каждым человеком.
Проделайте это в пятый раз с каждым человеком.
Проделайте это в шестой раз с каждым человеком.
Проделайте это в седьмой раз с каждым человеком.
Теперь пройдитесь по всему тому, что вы делали в рамках этого действия. Ещё раз. Объявите это действие завершённым.