Дианетика КН II/ГЛ III Клетка и Организм
В Дианетике при лабораторных наблюдениях мы обнаруживаем, к своему изумлению, что клетки разумны, причем разумны каким-то необъяснимым в данный момент образом. Если мы не выдвинем утверждения, что человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия, то в отношении многих явлений нельзя будет утвердительно сказать ничего, кроме того, что клетки действительно до какой-то степени разумны. С этими утверждениями, действенными во многих направлениях, мы вступаем в новую сферу, причем философия выживания становится гидом, который ведет нас все дальше в неизведанные области, разъясняя и предсказывая различные явления, и от этого уже никуда не деться.
Глава Третья
КЛЕТКА И ОРГАНИЗМ
Причиной, по которой так долго не удавалось выявить инграмму в качестве единственного источника аберрации и психосоматических заболеваний, стали бесконечно сложные проявления, исходящие из простых инграмм.
Можно было бы создать несколько теорий о том, почему человеческий разум устроен так, как он устроен, но это лишь теории. Дианетика же не интересуется структурными построениями. Чисто как постулат можно привести один или два комментария, для привлечения интереса будущих работников этой области, что действительно существует связь между энергией тела, подобной электрической, и энергией, испускаемой клетками в момент их повреждения. Теорию можно построить на том, что поврежденные клетки, продолжая разрушать соседние с помощью разрядов энергии, подобной электрической, способствуют появлению специальных клеток, которые работают как проводники и стравливают этот ‘ болезненный заряд. Клетками-проводниками могли стать нейроны[1] и с их помощью заряд травмы мог бы быть лучше распределен по телу, с меньшим риском выведения из строя травмированного места. Эти проводники-нейроны могли начинать свое формирование в конечностях из-за ударов, которым те подвергаются, и развиваться в направлении движения тела. Это сделало, бы голову местом скопления наибольшей массы нейронов. Человек, двигаясь вертикально, мог бы получить новое уязвимое для ударов место – лоб Следовательно, он выработал особую часть мозга – префронтальные мозговые доли (английское название «prefrontal lobes of the brain»).A может быть и нет. Это всего-навсего теория с несколькими фактами, имеющими значение для ее научного подтверждения. Но экспериментов в этой области никогда не проводилось.
Однако следующую теорию можно выдвинуть как структурную. Клетки являются одним из основных строительных блоков тела. Чтобы успешнее выживать, клетки объединились в колонии, которые в свою очередь опять-таки интересовались одним выживанием. Колонии же впоследствии разрастались в конгломераты, которые становились организмам: и с той же основной целью – выжить. Организмы развили умы для координации мышц и разрешения проблем, связанных с выживанием. Это опять– таки теория, и даже если она соответствует направлению мышления, которое привело к Дианетике, она, тем не менее, может быть совершенно неправильной. Но эта идея работает. Ее можно отделить от Динанетики, но Дианетика все равно останется наукой и будет продолжать работать. Концепция электронного мозга не была необходима, однако она была полезна Дианетике. Ее также можно отбросить в сторону – Дианетика и в этом случае останется действенной. Науки изменяются довольно быстро с точки зрения внутренних теорий, в Дианетике мы имеем доступ к громадному количеству экспериментальных данных. В том виде, в котором она сейчас существует, она работает – и работает без исключений. Причины, которые этому способствуют, будут, несомненно, исследованы более подробно и изменены с тем, чтобы Дианетика, по мере возможности, действовала еще лучше. Если этого не произойдет, то моя безграничная вера в современное и будущие поколения ученых не оправдается.
Почему мы говорим о клетках, станет ясно дальше. Структурные идеи и концепции прошлого неправильны, потому что они не работают. Все наши факты – действующие, они научны, что полностью подтверждаются лабораторными исследованиями. Структура следует за функцией. Так была постулирована математика Джеймса Клерка Максвэлла[2], и электричество успешно применялось задолго до того, как люди получили представление о строении атома. Функция всегда идет впереди структуры. Поразительное отставание в изучении человеческого разума в течение последних тысячелетий можно частично отнести к тому, что «орган мышления» издавна находился в поле зрения медицины, которая была и есть искусство, а не наука. Необходимо разработать философское учение, объясняющее жизнь до того, как это «искусство» начнет прогрессировать дальше.
Возможности клеток, например, были изучены очень слабо. В последние годы проводилась некоторая работа для получения дополнительных данных, но не было основы – фундаментальной философии. За клеткой наблюдали, но не предсказывали ее функций.
Изучение клеток человеческого тела обычно проводилось на мертвых тканях. А в мертвом теле отсутствует очень важное качество – жизнь.
В Дианетике при лабораторных наблюдениях мы обнаруживаем, к своему изумлению, что клетки разумны, причем разумны каким-то необъяснимым в данный момент образом. Если мы не выдвинем утверждения, что человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия, то в отношении многих явлений нельзя будет утвердительно сказать ничего, кроме того, что клетки действительно до какой-то степени разумны. С этими утверждениями, действенными во многих направлениях, мы вступаем в новую сферу, причем философия выживания становится гидом, который ведет нас все дальше в неизведанные области, разъясняя и предсказывая различные явления, и от этого уже никуда не деться. По мере продвижения всплывает информация, которая противоречит прошлым теориями. Если это – бесспорная информация типа наблюдения, что когда бросаешь яблоко вверх, оно обычно падает на землю, то приходится такую информацию принимать как данность. Отбрасывая старые теории, мы можем повредить драгоценные истины и разрушить чью-то ностальгическую любовь к давним студенческим годам, но, тем не менее, факт остается фактом.
Клетки как мыслящие единицы, очевидно, оказывают влияние на тело и организм. Нам не надо распутывать эту структурную проблему для разрешения наших функциональных постулатов. Очевидно, что клетки сохраняют инграммы болезненных происшествий. В конце концов, они сами и страдают во время травм. И они держат наготове хлыст для наказания аналайзера за каждый инцидент, когда он их подводит. История инграмм похожа на сражение армии со своим генералом, когда он теряет часть своих войск в битве. Чем меньше этому генералу удается обеспечить сохранность своих войск, тем больше солдаты забирают власть в свои руки. Очевидно, по такому же принципу клетки толкали мозг к более высокому уровню разумности. А боль поворачивает процесс обратно, будто клетки жалеют, что отдали столько власти центру.
Реактивный ум вполне может быть сборным «клеточным интеллектом». Не обязательно соглашаться, что это так и есть, но это удобная структурная теория, когда нет никакой другой стоящей наработки в этой области. Реактивный инграммный банк может быть материалом, складированным в самих клетках. И в данный момент неважно, достоверна эта теория или нет. Об этом нужно было сказать, чтобы дать основу для понимания того, что происходит с человеком, когда он теряет сознание.
Исследованным и проверенным научным фактом является то, что, ощущая физическую боль, организм отключает аналайзер для того, чтобы не осталось почти никакого личного сознания. Он делает это для того, чтобы защитить аналайзер или забрать у него власть, основываясь на вере, что инграмма лучше справится с опасностью. С этим аналитический ум, по нашим наблюдениям, не согласен.
Каждое присутствующее ощущение, включая физическую боль, записывается в эти не-аналитические моменты. Когда присутствует физическая боль, аналайзер до определенной степени выключается. Если продолжительность боли всего мгновение, значит существует мгновение снижения аналитической деятельности. Это можно доказать очень просто: попытайтесь вспомнить, когда вы. испытали серьезную боль последний раз, и посмотрите, нет ли там хотя бы короткого незаписанного периода. Заснуть под наркозом и проснуться после него – это более сложный вид отключения, потому что он включает в себя физическую боль, но вызван он ядом (технически, все виды наркоза являются ядами). Потом наступает состояние удушья, будто человек тонет – это и есть период отключения аналайзера в той или иной степени. Существует также состояние, вызванное отливом крови по какой-либо причине от мест сосредоточения аналитических сил, где бы они ни были, что ведет к различной степени аналитического отключения. Это может быть шоком, когда кровь собирается в середине тела, потерей крови во время операции или травмы, анемией[3] или перекрыванием артерий, проходящих через горло. Обычный сон лишь слегка снижает аналитическую активность, но не так уж глубоко и серьезно. При помощи Дианетической терапии все, что произошло во время сна, может быть легко восстановлено.
Как мы только что увидели, существует несколько способов отключения аналитического ума. Снижение его активности бывает большим или меньшим. Если обжечь палец сигаретой, продолжительность боли всего мгновение, и снижение работы аналайзера будет незначительным. Во время хирургической операции продолжительность боли может измеряться часами, и отключение аналайзера иногда становится предельным. Продолжительность и степень отключения – это два разных понятия, связанных между собой, но непохожих. Это не столь важно, но все же должно быть отмечено.
Знакомясь с Дианетикой, мы убедились, что принцип спектра был нам довольно полезен. Уровень снижения аналитической силы может быть описан таким же образом, как и потенциал выживания. «Его может быть мало или много. Если взглянуть на диаграмму зон потенциала выживания, то видно, что в самом низу расположена смерть, а в самом верху бессмертие.
Это «бесконечное» выживание. Может ли существовать вечная аналитическая сила – это вопрос уже из сферы мистического. Но то, что существует зависимость между тоном человека и уровнем аналитического отключения – научный факт. Другими словами: если человек здоров, счастлив и полон энтузиазма, его аналитическая сила может считаться высокой (зоны 3 и 4). Когда человек находится под колесами грузовика «без сознания» или в агонии, аналитическая сила не поднимается выше нулевой зоны. Существует соотношение между потенциалом выживания и аналитической силой. По мере падения первого снижается вторая. Отсюда следует больше выводов, чем кажется на первый взгляд. Это очень важное соотношение.
В инграмме присутствуют все ощущения. Два из них – это физическая боль и болезненные эмоции. Третье – органические ощущения, то есть состояние организма в момент инграммы. Но каким же было состояние организма во время получения инграммы? Очевидно, присутствовала большая или меньшая «бессознательность». Это значит, что существовало органическое ощущение уменьшения аналитической силы, так как аналитическая сила исходит, очевидно, из органа (или органов) тела. Когда инграмма вновь активизируется одним или несколькими рестимуляторами, то есть, когда человек получает из окружающей среды ощущения, похожие на те, что есть в его инграмме, эта инграмма запускает в действие все, из чего она сама состоит, все ощущения. В нашем примере – слова и текущие краны.
Рестимуляция может быть большей или меньшей. Инграмма может включиться на неполную мощность благодаря рестимуляторам из окружающей среды, а при множестве рестимуляторов и в теле, которое к тому же ослаблено, инграмма в состоянии включиться в полную силу (что будет описано ниже). Но независимо от того, насколько сильной или слабой была рестимуляция, все содержимое инграммы вступает в силу тем или иным образом.
Существует всего один общий знаменатель у всех инграмм, всего одно качество, которое есть в каждой инграмме.
Они все содержат информацию о том, что аналайзер в большей или меньшей степени отключен. Эта информация об отключении присуща каждой инграмме. Поэтому всякий раз, когда она рестимулируется, даже если тело не испытало физической боли, определенное количество аналитической силы отключается; до некоторой степени отключаются орган или органы, которые являются аналайзером.
Это крайне важно для понимания механизма аберрации. Данный научный факт доказан и остается неизменным. Вот что всегда происходит: когда инграмма получена, аналайзер отключается физической болью и эмоциями; когда инграмма рестимулирована, отключение аналайзера – лишь одна из команд инграммы. Это происходит чисто механически. Инграмма рестимулирована – часть аналитической силы отключается. Это так же четко, как работа выключателя. Дерни за шнур – и свет выключается. Уменьшение силы аналитического ума совершается не столь резко (свет может быть разной интенсивности), но все-таки сам процесс – чисто механический.
Человек под наркозом испытал боль в груди. Он получил инграмму, потому что его аналайзер был отключен сначала эфиром и затем болью. Пока он был на операционном столе, его реактивный ум записывал звяканье инструментов и все сказанное вокруг, а также все звуки и запахи. Давайте предположим, что сестра держала его ногу, так как он дергался. Это и есть полная инграмма.
Инграмма будет кий-ин похожим инцидентом в будущем. Впоследствии каждый раз, когда он услышит позвякивание инструментов, он начнет нервничать – в той или иной степени. Если он внимательно прислушается в эту минуту к своему телу, то сможет ощутить, что его ногу будто кто-то держит. Но он вряд ли обратит внимание на свою ногу, так как если бы внимание у него оставалось, то он бы ощутил боль в груди. Однако его аналитические способности уже до какой-то степени отключены. Как нога чувствует, что ее кто-то держит, так и аналайзер ощутил отключение из-за эфира и боли. Рестимулятор (звяканье) имеет тенденцию запускать в действие, хоть И незначительно, всю инграмму, и частью инграммной команды было уменьшение силы аналитического ума.
Этот механизм работает точно, как кнопочный аппарат. Если бы кто-то знал рестимуляторы другого человека (слова, тон голоса, музыку – все что угодно, что записано реактивным умом как части инграмм), он мог бы почти полностью отключить аналитическую силу другого или даже заставить его «потерять сознание».
Мы все знаем людей, с которыми чувствуем себя тупыми. Это объясняется двумя причинами, и обе связаны с инграммами. Первая – это тот факт, что независимо от того, какая инграмма рестимулирована, часть аналитической силы ума отключается.
Если среда мало изменяется, инграммы могут оставаться в хронической рестимуляции! Это означает постоянное частичное отключение аналитической силы. Возвращение интеллекта клира и повышение его до фантастических уровней происходит отчасти при стирании словесных команд в инграммах, которые говорят, что он туп, а в основном, при освобождении аналитического ума от состояния хронического отключения.
Это уже не теория. Это научный факт, подтверждаемый лабораторным путем. Инграмма содержит ощущение выключенного аналайзера; когда она рестимулирована, инграмма до какой-то степени заставляет организм действовать соответственно команде.
Инграммы, полученные в состоянии «бессознательности», заставляют человека испытывать частичное «беспамятство» каждый раз, когда они рестимулированы. Любой аберрированный человек, который имеет инграммы, не обязательно должен получить новую физическую боль для того, чтобы оказаться частично «без сознания». Чувство сонливости, тупости и вялости возникает от частичного отключения аналайзера. Ощущения нервозности, ярости или страха также содержат в себе частичное отключение аналитических сил.
Гипнотизер добивается «успеха» в том случае, когда, говоря о сне, он способен рестимулировать инграмму, содержащую слово «сон» (или «спать», или другую форму), и таким образом отключить аналитическую силу. Это одна из причин, по которым гипноз «работает».
Общество в целом тоже подвержено аналитическому отключению в той или иной степени – из-за рестимуляции инграмм;
Количество инграмм в реактивном уме человека может не соответствовать уровню снижения его аналитической деятельности. Человек может иметь инграммы, которые никогда не были кий-ин (включены). Но даже если они были кий-ин, он может находиться в среде, где мало рестимуляторов. В этих условиях его положение в зоне выживания может быть высоким, несмотря на то, что он обладает огромным количеством инграмм. К тому же, невзирая на них, он сможет чему-то научиться.
Однако человек, который имеет кий-ин инграммы и живет среди множества рестимуляторов, подвергается рестимуляции и аналитическому отключению в огромной степени. Это его обычное состояние, у человека с большим количеством кий-ин инграмм, живущего среди множества рестимуляторов, состояние может меняться от нормального до безумного, и в течение одного дня, как в случае с мужчиной, который испытывает гнев, или с женщиной, впадающей в апатию, состояние человека может изменяться от нормального до безумного и обратно. Здесь понятие «безумие» означает полное отсутствие рациональности. Таким образом, помешательство может быть острым или хроническим.
Суд, который проходит через печальную и преувеличенно серьезную процедуру провозглашения убийцы нормальным или ненормальным, иррационален сам по себе. Конечно, человек был сумасшедшим, когда совершал убийство. Суд же интересует только, хронически он безумен или нет. Но это к делу почти не относится. Если человек был настолько безумен однажды, чтобы кого-то убить, значит, это может повториться. Хроническим можно назвать либо повторяющийся цикл, либо постоянное условие существования. Закон говорит, что нормальность – это «способность отличить добро от зла». Если человек подвержен действию механизма (а все люди этому подвержены), который позволяет ему быть рациональным в одну минуту и рестимулированным в следующую, то никого во всем обществе, кроме клиров, нельзя считать способным всегда отличать добро от зла. Это не имеет никакого отношения к тому, что подразумевает закон под словами «добро» и «зло».
Таков пример огромных перепадов душевного состояния аберрированного человека. Все аберрированные люди имеют инграммы (обычно их сотни у каждого человека). Аналитически, люди имеют большую свободу выбора и даже могут разобраться в философских понятиях «добра» и «зла». Но инграммный банк аберрированных людей постоянно подвержен риску рестимуляции. Самый «нормальный» аберрированный во вторник может стать убийцей в среду, если определенный набор обстоятельств разблокировал соответствующую инграмму. Конечно, действия клира тоже не полностью предсказуемы в каждой конкретной ситуации, так как он пользуется широкой свободой выбора. Но аберрированный человек побил все рекорды по части непредсказуемости по следующим причинам: (1) никто, включая его самого, не знает, какие инграммы он имеет в своем реактивном банке; (2) какие рестимуляторы встретятся и в какой ситуации – это вопрос случая; и (3) нельзя установить, какой будет в силу этих факторов свобода выбора в инграммах на реактивном уровне.
Варианты поведения, которые можно вывести на основе этого механизма, так многочисленны, что неудивительно, что некоторые философы считают человека самым безнадежным предметом для изучения.
Если инграммный банк записан на клеточном уровне, то можно теоретически предположить, что именно клетки позаботились о том, чтобы аналитический ум не слишком бесшабашно занимался решением вопросов жизни и смерти. Следовательно, можно считать, что они скопировали всю информацию, содержащуюся в каждом моменте физической боли и эмоций в состоянии «бессознательности». Позже, в аналогичной ситуации при наличии большого количества рестимулирующих факторов, они отключают аналайзер и продолжают действовать автоматически. Это – своего рода грубое защитное устройство. Очевидно, если организм выжил в один период «бессознательности», клетки могут «выдвинуть теорию», что если в похожей опасной ситуации пустить в ход эти же данные и предпринимать те же действия – в результате удастся выжить снова. Что годилось дедушке, и мне подойдет. Что казалось подходящим в автобусной аварии, подойдет и при любой поездке на автобусе.
Такой идиотский вид мышления типичен для реактивного ума. Это единственный вид мышления, на который он способен. Это предел консерватизма. Он неправильно понимает и пропускает важные данные на каждом шагу, он перегружает тело болью, он – сама неразбериха. Если бы каждой ситуации соответствовала одна инграмма, может быть, это еще как-то сошло бы с рук. Но ведь может быть десять инграмм с аналогичным содержанием (инграммная локовая цепь[4]) и информация, содержащаяся в них, может быть настолько противоречивой, что если происходит следующий несчастный случай, в котором содержатся рестимуляторы цепи, то невозможно вывести из прошлого правильную линию поведения, которая могла бы помочь организму.
Неизвестной величиной – иксом – очевидно, является язык. Клетки, если проблема заключается в клетках (как вы помните, эта часть теории была выдвинута для объяснения происходящего, а теорию можно изменять, оставляя неизменной научную полезность фактов), вряд ли хорошо понимают языки. Если бы они понимали, они бы не приходили к таким «решениям».
Возьмем две инграммы, связанные с бейсбольными битами[5]. В первой инграмме человека ударили по голове, он потерял сознание, а кто-то закричал: «Беги! Беги! Беги!». Во второй человека стукнули по голове при тех же обстоятельствах, но кто-то закричал: «Стой на месте! Ты в безопасности!». Что же человек будет делать, когда услышит о бейсбольных битах или почувствует их запах, или увидит их, или услышит эти восклицания?
Надо ли ему бежать или оставаться на своем месте? Он получит одну и ту же боль в ответ на любое действие. Что же происходит на самом деле? Он получает головную боль. Именно это и называется конфликтом. Это тревога и беспокойство. Они могут стать очень острыми на чисто механическом уровне, девяносто инграмм человека тянут его на юг, а восемьдесят девять – на север. Куда же он пойдет – на юг или на север? Или он просто получает нервный срыв?
Гениальность реактивного ума примерно та же, что и у проигрывателя. Ставишь иглу на пластинку, и она начинает играть. Реактивный ум просто ставит иглу на пластинку. Когда он пытается поставить ее одновременно на несколько пластинок, у него возникают неприятности.
То ли умышленным действием, то ли по случайности в чертежах, то ли путем обходного маневра в эволюции, когда старый, никому не нужный орган все еще создается, клеткам удалось спрятать инграммный банк довольно хорошо. Человек все осознает аналитическим умом. Когда он «без сознания», его аналитический ум не в состоянии контролировать информацию извне, и эти данные не могут быть найдены в том месте, которое мы по аналогии называем стандартными банками. Значит, вся входящая информация прошла мимо сознания. А раз она прошла мимо, сознание не может осуществить рикол этой информации (без Дианетического процесса), так как не существует канала для такого рикола.
Инграмма появляется тогда, когда сознание отсутствует. Потом она воздействует непосредственно на организм. Только при помощи терапии Дианетики аналайзер может овладеть этими данными (и устранение инграммы не зависит от того, контактирует ли с ними аналайзер, несмотря на старое поверье, что «осознание» чего-то сразу же от этого излечивает: стоит только «осознать» инграмму без Дианетической технологии, и человек сразу же в беде).
Инграмма получена клеточным организмом. Реактивный ум может быть самым низким уровнем аналитической силы, но это не изменяет научного факта, что инграмма действует так, как будто она впаяна в регулятор жизненных функций, органической координации и в низший уровень самого аналитического ума. Под словом «впаяна» подразумевается постоянное соединение. Момент кий-ин является моментом постоянного подсоединения инграммы в действующий механизм организма. Аналитический мыслительный процесс не имеет постоянного соединения и может быть включен и выключен по воле аналайзера. Это не относится к инграммам. Отсюда термин «впаяна».
Аналитический ум закладывает отработанный шаблон; на раздражительно-ответной основе он будет гладко и успешно работать в любое время, когда это принесет наибольшую пользу организму. Инграмма – это тоже отработанный шаблон, полностью подключенный к структуре организма, не прошедшего курс Дианетической терапии, и он функционирует как условный рефлекс без всякого согласия аналайзера.
Аналитический ум с уменьшенной по разным причинам аналитической силой и с внушением, содержащимся в инграмме, не в состоянии обнаружить никаких реальных причин, вызывающих сбой в организме. Поэтому он сам изобретает их: ведь следить за правотой организма – его обязанность. Молодой человек долго и довольно глупо объяснял, почему он снял пиджак. Вот так же поступает аналитический ум, наблюдая участие тела в нерациональных действиях, включая речевые, которые кажутся неоправданными, и все же оправдывая их всевозможными способами. Инграмма диктует всевозможные процессы, которые происходят в жизни; она в состоянии диктовать веру, мнения, мыслительные процессы или их отсутствие, действия всех видов, а порой создает обстоятельства поразительной сложности и бестолковости. Инграмма в состоянии диктовать организму все, что содержит сама, а содержать она может любые мыслимые комбинации слов. Аберрированное поведение заставляет аналитический ум оправдывать действия и состояния организма, а также свои собственные странные промахи. Это называется оправдательным мышлением.
Существует три вида мышления, на которые способен организм: (а) аналитическое, которое рационально и выработано обучением и мировоззрением; (б) оправдательное, которое пытается объяснить реакции; и (в) реактивное, рассматривающее явления с точки зрения того, что все в инграмме равняется всему остальному, равняется всем рестимуляторам в окружающей среде и всем остальным вещам, которые ассоциируются с рестимуляторами.
Мы все были свидетелями случаев, когда кто-то делал ошибку и потом объяснял, почему ошибка была совершена. Это пример оправдательного мышления. Промах очевидно произошел из-за инграммы, если не от недостатка образования или отсутствия точки зрения. Поэтому, чтобы доказать, что организм был прав и его собственные расчеты были правильными, аналитический ум должен найти оправдание таким действиям.
Существуют два других состояния, вызванных инграммами. Первое – это драматизация и второе – вэйланс[6].
Вы, наверное, наблюдали, как ребенок закатывает истерику. Вы видели и разъяренного человека. Вы видели людей, поступкам которых нельзя найти рационального объяснения. Это и есть драматизации. Они происходят, когда инграмма настолько сильно рестимулирована, что впаянные контакты принимают на себя командование всем организмом. Драматизации бывают полные и частичные, существуют разные их уровни. Когда наступает полная драматизация, инграмма проявляется дословно, и человек, как актер, как кукла, просто играет роль, которую ему диктует инграмма. Новые инграммы заставляют старые отойти на второй план. (Система наказаний в обществе всегда направлена на анти-инграммное образование).
Драматизации способствуют выживанию – так глупо мыслит реактивный ум, основываясь на наблюдении, что организм уже когда-то успешно пережил «похожие» ситуации, сопровождавшиеся подобными действиями.
Женщина, которую оглушили ударом по голове и потом пинали ногами, скорее всего будет драматизировать свою инграмму, говоря и делая то же, что было уже сказано и сделано по отношению к ней. Ее жертвой может оказаться собственный ребенок или другая женщина. Жертвой мог бы быть и стал бы тот человек, который дал ей инграмму, если бы она обладала достаточной физической силой. Но это не значит, что она будет использовать имеющуюся инграмму. У нее есть и сотни других инграмм, которые она может пустить в ход. Но во время драматизации ситуация выглядит так, будто впаянная инграмма перенимает управление куклой. Вся оставшаяся аналитическая сила может уйти на изменение модели поведения организма. Поэтому она может сама создать похожую драматизацию.
Это качество драматизации становится исключительно «когтем и клыком» выживания. Это то, что заставило наблюдателей думать, что «коготь и клык» были главным принципом выживания.
Инграмма вступает в силу, обходя рациональность и стандартные банки памяти. Теперь она в организме, но организм еще не осознал этого. Кий-ин был вызван происшествием на сознательном уровне. Потом инграмма может быть драматизирована. Чем больше она драматизируется, тем больше затвердевают ее впаянные контакты, которым должны подчинятся мышцы и нервы.
«Коготь и клык» – это тип, выживания. Клетки хотели быть уверенными в успехе. Теперь мы подходим к вэйлансу.
Вэйланспо-латыни значит «мощный». Термин вполне подходит, так как это вторая часть от «амби-вэйленст» (сила в двух направлениях) и он есть в любом хорошем словаре. Это правильный термин, так как он описывает (хотя словарь не имел этого в виду) действия организма в период драматизации инграммы. «Мульти-вэйланс»означает «много мощных людей». Это бы охватило феномен разделения личности, странную разницу в характере человека в различных ситуациях. В Дианетике вэйланс означает личность одного из драматических персонажей инграммы.
В случае с женщиной, избитой мужем, во время инграммы присутствовали два вэйланса: она сама и ее муж. И если бы в инграмме присутствовал третий, появилось бы три возможных вэйланса. В инграмме несчастного случая в автобусе, где десять человек говорили или действовали, тот, кто был «без сознания», имел бы одинадцать вэйлансов: свой собственный и десять, которые говорили или действовали.
В случае с избитой женщиной инграмма содержит два вэйланса. Кто победил? Это закон «когтя и клыка», инграмма предназначена для выживания. Кто победил? Муж победил. Поэтому именно личность мужа будет драматизироваться. Женщина потерпела поражение. Она пострадала. Так-то! И когда рестимуляторы появляются вновь, лучше всего быть победителем – мужем: говорить, как. он, повторять то, что он сказал, делать то, что он делал. Он выжил. «Будь таким, как он!» говорят клетки.
Поэтому, когда у женщины эта инграмма рестимулирована каким-то действием, скажем, со стороны ребенка, она будет драматизировать победный вэйланс. Она сбивает ребенка с ног, пинает его, и кричит при этом, что он нехороший, что он часто меняет свое мнение и что он притворяется.
Что бы случилось, если бы мать драматизировала свой собственный вэйланс? Она должна была бы упасть на пол, опрокинув стул, отключиться и верить, что она притворяется, что она плохая и что она всегда меняет свою точку зрения. Она также должна была бы почувствовать боль от ударов и пинков!
Реактивный ум глух к совету «быть самим собой». Схема действий такова. Каждый раз, когда организм наказан жизнью, аналитический ум, с точки зрения реактивного ума, ошибся. Тогда реактивный ум отключает аналитический пропорционально существующему количеству рестимуляции (опасности) и заставляет тело реагировать так, как будто оно принадлежит тому человеку, который уже победил ранее в подобной ситуации, когда организм испытал боль.
Итак, что случилось бы, если бы муж, или «общество», или какая-то другая внешняя сила сказали бы этой женщине, драматизирующей инграмму, что она должна смотреть в глаза реальности. Это невозможно. Реальность равняется вхождению в собственный вэйланс, но она сама была пострадавшей. Что, если какая-то внешняя сила ломает ее драматизацию?Другими словами, если люди протестуют против драматизаций этой женщины и запрещают ей драться и кричать? Инграмма все еще впаяна в контакты тела. Реактивный ум заставляет ее быть в победном вэйлансе. Но теперь она не может этого сделать. Реактивный ум, по мере ее приближения к собственному вэйлансу, наказывает ее, приближая условия другого вэйланса в инграмме. В конце концов, тот вэйланс не погиб. Боль от ударов включается, и она думает, что она притворяется, что она плохая и что она часто меняет свою точку зрения. Другими словами, она теперь находится в проигрышном вэйлансе. Постоянная ломка драматизаций сделает человека больным – это так же бесспорно, как то, что погода иногда бывает пасмурной.
Уже к десяти годам ребенок накапливает вместе с инграммами до полусотни вэйлансов. Какие из них победные? Вы обнаружите, что он их использует каждый раз, когда инграмма рестимулирована. Разделение личности? Две личности? Скорее 50 или 100. В Дианетике вы можете увидеть, как вэйлансы включаются, выключаются и изменяются со скоростью, которая бы поразила фокусника.
Пронаблюдайте за нюансами поведения. Если бы кто-то задался целью разрешить проблему аберрации, составив таблицу своих наблюдений, но не зная их источника, он бы получил множество видов сумасшествий, неврозов, психозов, компульсий, репрессий, навязчивых идей и бессилии – столько, сколько существует комбинаций слов в я: зыке. Разработка основных принципов путем классификации никогда не будет хорошим исследованием. Бесконечная череда сложностей, возможных в инграммах (и самые строгие, тщательно выверенные эксперименты показали, что инграммы способны на такие сложности) – это целый каталог аберрированного поведения.
Существуют другие основные действия инграмм. у них свои собственные названия: паразитические контакты, эмоциональный шок и психосоматические заболевания. Учитывая эти основные понятия и действия, проблему аберрации можно решить. Эти основные действия и понятия просты, и они послужили причиной всех неприятностей, которые испытали не только люди, но и государства. Сумасшедшие дома, тюрьмы, накопленное странами оружие, даже пыль, которая когда-то сама была цивилизацией прошлого, существуют из-за того, что эти основы не были поняты.
Клетки превратились в организм и в процессе эволюции создали то, что когда-то было необходимым состоянием ума. Человек вырос до такого уровня, что он способен исправить этот промах эволюции. Исследования на клирах доказали, что человек больше не нуждается в инграммах. Человек сам сейчас в состоянии сделать эволюционный шаг. Мост через ущелье, наконец, построен.