Основы Этики и т.д.
Слишком часто, однако, индивидуум попадает в неэтичные ситуации; и если он не имеет технологии аналитического (разумного) разрешения таких ситуаций, его «решение» сводится к тому, что он начинает верить или притворяться, что ему было причинено то, что побудило его на неэтичные действия или оправдывает эти действия, — и в этот момент он начинает катиться вниз. Когда так происходит, никто на самом деле не толкает его вниз сильнее, чем он сам.
ОСНОВЫ ЭТИКИ
Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова дает следующие определения:Веками человек бьется над проблемой правоты и неправоты, этики и справедливости.
Этика:
- Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека.
- Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов общества, общественной группы, профессии.
Мораль:
- Нравственное учение, свод правил нравственности, этики. . . .
Нравственность:
- Совокупность норм, определяющих поведение человека.
- Самое поведение человека.
- Моральные свойства.
Как вы видите, эти термины перепутались.
Все философские учения с незапамятных времен занимались этими вопросами, но так их и не разрешили.
Их разрешение в Саентологии — это действительно значительный шаг вперед. Решение заключается прежде всего в разделении этих понятий. С этого момента можно двигаться дальше к разработке действенной технологии.
Этика просто-напросто связана с теми действиями, которые индивидуум предпринимает сам. Это его личное дело. Когда индивидуум этичен, или «соблюдает этику», то это происходит по его собственному решению, и он делает это самостоятельно.
Правосудие — это действия, предпринимаемые группой, к которой индивидуум принадлежит (например, государством), по отношению к нему в том случае, когда он неэтичен.
История
Эти понятия в действительности лежат в основе всего предмета философии. Но при изучении истории философии становится ясно, что в течение уже долгого времени они заводят философов в тупик.
Ранние последователи Пифагора (греческого философа VI в. до н. э.) пытались применить математические теории к изучению этики и человеческого поведения. Несколько позже Сократ (греческий философ и учитель, 470? — 399гг до н. э.) серьезно занимался этим вопросом. Он показал, что все те, кто претендовал на звание учителей жизни, были неспособны защитить свои точки зрения или хотя бы дать определение терминам, которыми они пользовались. Он доказывал, что мы должны знать, что такое храбрость, правосудие, закон и правительство, прежде чем мы сможем быть смелыми, добропорядочными гражданами или справедливыми и добрыми правителями. Это было замечательно, но он отказался дать эти определения. Он говорил, что любой грех происходит от невежества, но не предпринял необходимых действий для того, чтобы избавить человека от невежества.
Ученик Сократа, Платон (греческий философ, 427? — 347гг до н. э.) твердо придерживался теорий своего учителя, но настаивал на том, что эти понятия могут быть определены только чистым разумом. Это означало, что нужно изолироваться от жизни в башне из слоновой кости для того, чтобы обдумать все это, — не очень полезный совет для человека с улицы.
Аристотель (греческий философ, 384 — 322гг до н. э.) также занимался вопросом этики. Он объяснял неэтичное поведение желаниями человека, которые берут верх над его разумностью.
Эта цепочка тянется веками. Философы один за другим пытались разрешить вопросы этики и правосудия.
К несчастью, до настоящего времени действенного решения так и не было найдено, о чем свидетельствует понижающийся этический уровень общества.
Как видите, то, что было сделано в этой области за последние тридцать лет или около того, является довольно крупным открытием. Мы дали определения терминам, — чего не сделал Сократ, — и у нас есть действенная технология, которой может пользоваться каждый для того, чтобы помочь самому себе выбраться из грязи. Были открыты естественные законы, лежащие в основе этого предмета, и теперь этими знаниями может пользоваться каждый.
Этика
Этичность является настолько естественным свойством индивидуума, что, когда он сбивается с пути истинного, он всегда стремится преодолеть собственную неэтичность.
Как только он осознает, что сделал, он обнаруживает в своей этичности изъян. В этот момент он начинает восстанавливать собственную этичность, добиваясь при этом успеха настолько, насколько способен представить себе концепцию долгосрочного выживания, даже если у него нет действительной технологии этики.
Слишком часто, однако, индивидуум попадает в неэтичные ситуации; и если он не имеет технологии аналитического (разумного) разрешения таких ситуаций, его «решение» сводится к тому, что он начинает верить или притворяться, что ему было причинено то, что побудило его на неэтичные действия или оправдывает эти действия, — и в этот момент он начинает катиться вниз. Когда так происходит, никто на самом деле не толкает его вниз сильнее, чем он сам.
И не владея основами технологии этики, он не может выкарабкаться из этой пропасти – он просто падает вниз, теряя последнюю надежду и возможность вернуться назад. И хотя в реальной жизни с этим связано множество сложных моментов и другие люди вносят свой вклад в его деградацию, все начинается с отсутствия у него знания технологии этики.
И знание этой технологии, по сути, — это та лопата, с помощью которой он себя откапывает.
Глубинная природа человека
Как бы ни был индивидуум преступен, он так или иначе будет пытаться восстановить собственную этичность.
Не обладающий никакой технологией этики индивидуум не способен восстановить собственную этичность и удержать себя от противовыживательных действий, и поэтому он сам себя погребает. И он не вернется к жизни, если не усвоит основы технологии этики и не применит ее к себе и другим. Она может поначалу прийтись ему слегка не по вкусу, но, когда умирают от малярии, обычно не жалуются на вкус хинина: он может и не нравиться, но его выпьют без колебаний.
Правосудие
Если индивидуум не способен быть этичным, то группа предпринимает против него некоторые действия, — и это называется правосудием.
Трудно полагаться на правосудие. Истина состоит в том, что в действительности трудно получить хорошие результаты от «наказания». Конечным результатом наказания на самом деле не является установление дисциплины; оно лишь приводит к разгулу несправедливости. Человек драматизирует свою неспособность стать этичным, пытаясь заставить других стать этичными, — посмотрите, как смешно выглядит то, что сходит за «правосудие» в нашем современном обществе. Многие правительства настолько обидчивы, когда затрагивается их «священная правота» в юридических вопросах, что стоит вам едва открыть рот, как они тут же впадают в бешенство и переходят к бесконтрольному насилию. Если вы оказались в руках у полиции, то это уже само по себе катастрофа во многих странах, — даже если вы всего лишь истец (тот, кто подает в суд жалобу), а тем более если ответчик. Это приводит к высокому уровню социальной нестабильности в таких местах.
Там, где технология этики неизвестна, правосудие становится первой и последней инстанцией. И это неизбежно вырождается в садизм и неестественную жестокость. Правительства создают «этические комитеты», поскольку они не понимают, что такое этика; но все эти комитеты по своей сути выполняют функцию правосудия. Их деятельность противоречит самой этимологии слова «этика«. Они постоянно употребляют его в значении «правосудие» – посмотрите на все их этические комитеты: медицинские, психологические, парламентские и т.д. Все они действуют на основе правосудия, в действительности не зная о том, что такое этика. Они называют это этикой, но на самом деле предпринимают действия, относящиеся к правосудию, наказывая людей и ухудшая их способность восстанавливать свою этику.
Необходимость в настоящем правосудии существует, и у него есть определенное предназначение. При отсутствии дисциплины разрушается вся группа. Неоднократно отмечалось, что крах группы начинался с недостатка или отсутствия дисциплины в ней. Без нее группа и ее отдельные члены погибают. Но вы должны различать этику и правосудие. Индивидууму можно доверять в деле этики, и если его научить поддерживать уровень собственной этичности, то правосудие больше не будет столь важным предметом, каким его считали ранее.
Переломное открытие
Теперь у нас действительно есть фундаментальная технология этики, это переломное открытие Саентологии. Впервые человек может научиться тому, как восстанавливать собственную этичность, и выкарабкаться из пропасти.
Это — совершенно беспрецедентное открытие; до Саентологии это никогда и нигде прежде не было известно. Оно знаменует собой поворотный момент в истории философии. Индивидуум может изучить эту технологию, научиться применять ее в своей жизни и затем восстанавливать собственный уровень этичности, изменяя состояния и самостоятельно начиная движение вверх, к выживанию.
Научитесь хорошо применять эту технологию ради собственного блага, ради блага тех, кто рядом с вами, и ради будущего этой цивилизации в целом.
Правосудие[1] : в английском оригинале здесь употреблено слово justice, которое имеет двойной смысл — 1. справедливость (беспристрастное следование в своих поступках и мнениях истине, правде) и 2. правосудие (юстиция). Речь идет о том, что правосудие как таковое призвано поддерживать справедливость в обществе, опираясь на этику или на мораль (что, согласно определению словаря, одно и то же). Справедливость, как подразумевается, соответствует моральным (или этическим) нормам общества. В чем состоит различие определений этики и морали на практике, из словаря неясно.
Правосудие[1] же, как известно, это судебная деятельность государства, проводимая для поддержания законности и морали в обществе.