Лекция КОДЕКС ЧЕСТИ Л. Рон Хаббард
Если вам требуется управляющий, который будет ужасно выполнять работу, возьмите кого-то кто боится причинить вред другим людям, и отвратительное управление вам обеспечено. Если вы возьмете кого-то, кто разрывает людей на части каждый раз, когда это необходимо, у вас будет хорошая, слаженная организация – потому что требуется не сила, а честность. Потому что человек, который боится причинить вред другим людям, будет нечестным с ними. Он боится причинить им вред, понимаете, значит, он будет втираться к ним в доверие причиняя им вред в сто раз хуже.
КОДЕКС ЧЕСТИ
Лекция прочитанная 18 февраля 1952 года
Честность
Что такое нравственность и этика?
Хорошо, нравственность это кодификация (сведение в кодекс) вещей, которые человек обнаружил как плохие для себя и для других в течение некоторого времени, и обнаружив, что такие вещи препятствуют его выживанию, создал о них закон. Это был случайный закон: он обнаружил, что каждый раз когда кто-то шел и стоял под джаб-джаб[1] деревом, он весь покрывался волдырями. И он не мог понять, как это связано с джаб-джаб деревьями и почему человек покрывается волдырями, у него не было совсем никаких объяснений этому. Но он наблюдал это несколько раз, и поэтому он знал, что нахождение под джаб-джаб деревом препятствует выживанию, следовательно, он издал об этом закон.
Сейчас, когда не хватает хорошей и компетентной полиции; вы можете играть на людских суевериях. И знахарь, как ни удивительно, был моралистом, создателем кодекса, вплоть до, ну, в общем, последних ста лет или около того. Он имел дело с духами, он проводил вас через другой мир, он пытался лечить болезни и так далее. Он и в самом деле был мастером на все руки. Медицина достигла большей эффективности в убийстве людей, делая им кровопускание и т.д., и так что знахарь до некоторой степени терпел неудачу.
Кстати, успех психиатрии измеряется по проценту знахарей. Знаете ли вы, что приблизительное соотношение составляло 1 к 50 – один знахарь на каждые 50 жителей племени. Это приблизительное соотношение относится к большинству первобытных племен. Множество знахарей – их множество. И если бы вы попали в одно из таких племен, вы бы обнаружили, что они хорошо питались, их головные уборы и все подобное не было обветшалым – они были изрядно ярко раскрашены – и их жилище содержалось в порядке, и было бы, вероятно, много ожидающих их людей, гуляющих поблизости. Другими словами, это была замечательная должность, знахарь – хороший достаток. И соотношение было около 1 к 50. Сейчас один психиатр (я думаю), приходится, приблизительно, ох, на каждые 500 тысяч или на каждые 400 тысяч человек или что-то вроде этого. Таким образом, эта профессия пришла в упадок.
Когда вы говорите, затем, о нравственности, на самом деле вы говорите о чем-то, что однажды было плохим для нации и что было превращено в закон. Теперь, появился закон, и этот закон был внесен в законодательные акты, и стал действенным посредством силы полицейской дубинки и судей, это закон, и он установлен законодательным актом. Однако когда он был навязан религиозным суеверием или просто убеждением, что так должно быть, и, что человек хороший, если он …. или что-то вроде этого, это было нравственностью.
Нравственность и этика полностью отдельные предметы. Они даже не взаимосвязаны. Конечно же, в этот упадочнический век, вы обращаетесь к словарю, открываете словарь, и там сказано — этика. А в великой ученой формулировке, ужасающем ученом трактате – находится одно слово, и оно гласит – нравственность. Тогда вы говорите: «Хорошо, давайте это выясним». Итак, вы очень быстро перелистываете страницы, находите н-р-а… – нравственность. И тогда этот ужасающий ученый трактат в этом месте говорит — этика. Если вы хотите поразвлечься со словарями, вы убедитесь, что когда два слова имеют определение одного вместо другого и наоборот и так далее, вы однозначно придете к выводу, что никто никогда не понимал их. Вот, это как раз такой случай с нравственностью и этикой. Нравственность не основана на причине, честности, кодификации, хорошем поведении или чем-то еще. Она основана на том факте, что что-то в тот или иной период истории нации препятствовало выживанию, и правящие силы того времени и их последователи решили, что следует внушить людям, что они не должны это делать.
Поэтому они сказали, «Если вы так сделаете, с вами случится что-то плохое». И они даже не объяснили, что в этом плохого; они только сказали «Не делайте так. Это безнравственно». На этом заканчивались все аргументы, и, если вы совершите что-либо безнравственное, вас накажут боги или произойдет что-то, плохое.
Вся система табу буквально такая. Если вы хотите исследовать любой кодекс нравственности, вы сможете выяснить его происхождение до причины, его мотива – причины, по которой эта нравственность стала табу, почему она возникла. Вы точно найдете как такое действие препятствовало выживанию. Оно содержало больше боли, чем удовольствия, и, следовательно, оно безнравственно – все что угодно, посредством этого действия, несомненно, могло бы доставить удовольствие, но опыт научил, что такое, несомненно, доставляющее удовольствие действие, содержит намного больше боли и разрушения, чем приносит удовольствия. Следовательно, оно безнравственно. И вы можете выследить трак любого нравственного кодекса и обнаружите, что такое доказательство находиться в его основе.
Однажды люди – непохожие на теперешних– были необразованными. Да, это правда – я имею ввиду, что мы живем в эпоху информации: двадцатом столетии. Мы изгнали демонов и дьяволов из нашего общества; наше правительство работает на совершенно целесообразной основе; способ лечения людей в больницах, психиатрических лечебницах и т. д. является едва ли вообразимым по эффективности; и каждое правило, существующее в этом обществе, как ни странно основывается на самом твердом здравом смысле….!
Сейчас, то, что есть этикой является приемлемым или благоразумным действием или приемлемым поведением, которое обеспечивает максимальное выживание по всем динамикам – то есть, для каждого, кого это касается. Этика. Этика тесно связана с выживанием. Если определенное действие предполагает выживание, скажем, по первой динамике, будущего, для группы, оно к тому же и этичное – если только, вдруг, оно не предполагает разрушение остального человечества, в такой момент оно становится неэтичным, потому что, понимаете, оно более вредно. Конституция содержит заявление о такой цели; наибольшая польза для наибольшего числа людей, что-то в таком смысле. То есть, этика — не имеет ничего общего с нормами морали, это то, что является разумным, где разумность означает оптимальное выживание для максимального количества, имеющих отношение к этой проблеме. Сейчас, этичное, на самом деле, может предполагать уничтожение одного или двух человек, если это подразумевает выживание сотен или тысяч людей, понимаете?