ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Самое главное чудо заключается в том, что люди сами обеспечивают порядок. Вне концепта о добре, он начинает считать себя плохим — и после этого он пытается найти любой способ для того, чтобы защитить других от себя. Человек делает это путем уменьшения своей собственной способности. Он делает это путем уменьшения своей активности. Он делает это путем уменьшения своей знательности. Когда вы видите тетана, который спит слишком много и делает слишком мало, когда вы видите человека, который убежден в том, что любая делательность вообще — это плохо, то вы видите человека, который охраняет других от своей негодности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Примечание: Это инструктивное письмо является точной выдержкой из БОХС от 4 февраля 1960, ТЕОРИЯ ПРОЦЕССИНГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Опущены некоторые параграфы, где говорится о специфическом приложении этого материала к одитингу.
Для того, чтобы составить представление об ответственности за что-либо, необходимо избавиться от идеи о том, что человека вынуждают брать на себя ответственность.
Сила выбора все же стоит выше ответственности. То, что делается против собственной воли, срабатывает как оверт против самого себя. Но если воля человека действовать выродилась в нежелание что-либо делать вообще, отсутствие этой воли само по себе является аберрацией.
В самой делательности, по сути, нет ничего предосудительного. Но когда человек делает то, что он делать не хочет, в результате возникает аберрация. В подобном случае человек делает что-то, не желая этого делать. Результатом является делательность без ответственности.
Когда какое-либо государство опускается до рабовладения — как, например, Греция, или до экономического удушения человека — как наше современное западное общество, делательность становится все более и более навязанной, а готовность (желательность) действовать становится все менее и менее очевидной. В итоге люди действуют, не беря на себя ответственность. Отсюда проистекает низкая квалификация, преступность, нищета и связанная с ней потребность в благотворительности. В конце концов становится так много людей, которые не желают что-либо делать, что оставшаяся горсточка людей вынуждена нести все бремя общества на своих плечах. Там, где существует большое нежелание действовать, демократия становится невозможной, ибо она голосует только за самое большое подаяние и ни за что больше.
Там, где существует большое нежелание действовать, мы получаем постоянную рестимуляцию всего того, что человек действительно не желает делать, например, овертов. Принуждение людей, которые не желают работать, к работе несмотря на это нежелание, рестимулирует механизм овертов со, в связи с этим, все более и более высоким уровнем преступности, все большим и большим количеством забастовок, и все меньшим и меньшим пониманием того, что, собственно, вообще происходит.
Человек, который сделал что-то плохое, то, что он не хотел когда-то делать, затем отождествляет все, что он делает, с любым нежеланием делать — конечно, если он уже сделал это многократно. Следовательно, любая делательность становится плохой. Танцы становятся плохими. Плохо играть в игры. Даже есть и рожать детей становится плохим. И все это потому, что нежелание сделать что-то плохо развилось, и отождествилась в нежелательность делать.
Индивид, который сделал что-то плохое, ограничивает себя самого, висхолдируя (сдерживая) делательность в этом направлении. Когда в конце концов он осознает, что уже наделал много-много плохих вещей, он становится полным висхолдом (сдерживанием). Поскольку вы проводите ему процесс, вы сталкнетесь с таким повторяющимся явлением понимания им того, что он был не столь уж плох, как о себе думал. И это — самая замечательная часть процесса. Люди никогда не являются настолько плохими, как они о себе думают — и, конечно же, другие никогда не бывают настолько плохими, как кто-либо о них думает.
Самое главное чудо заключается в том, что люди сами обеспечивают порядок. Вне концепта о добре, он начинает считать себя плохим — и после этого он пытается найти любой способ для того, чтобы защитить других от себя. Человек делает это путем уменьшения своей собственной способности. Он делает это путем уменьшения своей активности. Он делает это путем уменьшения своей знательности.
Когда вы видите тетана, который спит слишком много и делает слишком мало, когда вы видите человека, который убежден в том, что любая делательность вообще — это плохо, то вы видите человека, который охраняет других от своей негодности.
Но есть и другая крайность. Человек, который должен что-то делать по экономическим или другим «подхлестывающим» причинам, и который все же из-за соего собственного концепта своей собственной вредности, не осмеливается этого делать, склонен к тому, чтобы стать преступником. Единственный ответ такого человека на делательность – это делать, не принимая ответственности – и это, если исследовать динамики, это легко попадает в драматизированных Овертов. Здесь мы имете тело, которое не управляется, в котором большая часть знания запутано, и в котором отсутствует ответственность за других и даже за себя самого. Это легкий шаг от преступности к безумия — если вообще можно говорить о каком-либо шаге. Такие люди не могут подчиняться обеспечению порядка так как обеспечение порядка, допускает некоторое повиновение. Недостаток управления здесь — это то же, что отсутствие способности подчиняться; так что они заканчивают в ненависти к полиции — вот так-то.
Только тогда, когда экономические тиски столь жесткие, или когда политическое давление весьма велико, как это сейчас в России, мы действительно получаем высокую преступность, признаки психотика или невротика. Во всех случаях без исключения, когда действие сопровождается не желанием делать, в результате может возникнуть безответственность за свои собственные действия.
То есть по сути, когда вы проводите процесс с преклиром, вы стремитесь восстановить готовность (желательность) делать. Для того, чтобы этого добиться, надо восстановить способность преклира висхолдироваться (воздерживаться) от дальнейших плохих действий на основе его собственного самоопределения (а не из-за страха наказания). Только тогда преклир сможет захотеть освободиться от всего того, что у него плохо – так как все, что плохо у него, возложено им самим на самого себя, для того, чтобы предотвратить плохие действия когда-то в прошлом.
Восстановить ответственность можно в любом кейсе.
Л. РОН ХАББАРД,
Основатель.
ОФИС ХАББАРДА ПО СВЯЗЯМ
Резиденция Сент-Хилл, Ист-Гринстед, Сассекс
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОХС ОТ 2 НОЯБРЯ 1970
Выпуск III